Перейти к содержанию
СофтФорум - всё о компьютерах и не только

Реставрация записей с винила


Mercilaud

Рекомендуемые сообщения

16000rc9.jpgclicsxs9.jpgРешил поделиться своим опытом реставрации записей с винила.

После въезжания в несколько прог остановил свой выбор на Cool Edit Pro 2.0 - сейчас новый владелец проги назвал её Adobe Audition ничего не меняя в сути.

В Sound Forge мне не понравилось, как удаляются щелчки - они просто вырезаются. При вырезании высокочастотных щелчков это не заметно, при вырезании низкочастотных - а они продолжительнее - заметен скачок темпа.

В СРЕ щелчки не вырезаются, а заполняются соседними звуками, никогда потом нельзя найти, где был дефект.

Ещё пробовал Dart XP Pro - но у меня демо-версия, не въезжал как следует.

------------------------------

Итак, ты сделал запись с винила (пиши с начальным шипением и паузами - они очень потом понадобятся).

Что дальше?

Первым делом отцентрируй всю волну - это можно сделать на всю запись сразу.

Effects ---> Amplitude ---> Amplify ---> в пресетах выбирай Center wave ---> OK.

Затем можно разбить запись на треки - работа над отдельными песнями будет быстрее.

Выбор делай мышью удерживая лев. кл. или shift + -->.

Масштаб менять можно кнопками внизу слева -

см. всплывающие подсказки.

Нажми shift O или shift I (или в меню Edit --- Zero Crossing ...) - для того, чтобы начало и конец выбранной волны приходились на пересечение с осью Х. Тогда не наплодишь лишних щелчков.

Это условие обязательно для любых действий при выборе участка волны для обработки.

Выбранный участок сохрани как файл.

-------------------------------------

След. этап самый трудоёмкий - борьба с щелчками.

Сначала делай на автомате, на весь трек.

Effects ---> Noise Reduction ---> Click/Pop Elimination.

В пресетах выбери Old Record-Quiet Audio, поставь галку Detect Big Pops и Multiple Passes.

Можно поиграться со значениями Treshold,

нажав кнопку Auto Levels Treshold, или вручную вписывая свои значения,

я выбрал в конце-концов такие: см. скрин.

Большинство кликов исчезнет. Проверь, нет ли искажений в полезном сигнале. Иногда при выборе низких уровней поиска щелчков (дальше буду писать "кликов" - удобнее) искажается низкий вокал и партии духовых инстр.

Попробуй удалить клики плагином Noise Reduction от Sonic Foundry, команда Click and Cracle Removal, - этот плагин поставляют к Sound Forge, я Sound Forge снёс, но этот плагин оставил, CPE его прекрасно видит.

Далее самая тягомотная стадия - удаление кликов вручную.

Выбери масштаб покрупнее, чтобы в окне была 1-2 секунды трека. Переключись в режим просмотра спектра View ---> Spectral View. Красиво?

Клики будут выглядеть как узкие высокие, до самого верха, полосы лилового цвета. Выбери один и жми в знакомом уже окне Click/Pop Eliminator кнопку Fill Single Click Now.

Выбери след. клик и жми F3 - точный повтор предыдущей команды. (F2 - повторный вызов предыдущего окна).

Низкочастотные клики найти сложнее. Они не так выделяются. Увеличь масштаб по вертикали, может увидишь невысокие пики жёлтого цвета.

Переключись в просмотр волны - они могут выглядеть как ступенька.

Попробуй плагин от SF - отметь там галку Removal low freqency rumble.

Если не удастся справиться - вырежи низкие частоты (50 - 60 герц фильтром Parametric Equalizer.

Не удалось? Режь этот кусок Delete. Не забудь Zero Crossing.

----------------------------------------------

PS: В Adobe Audition пресеты остались те же, но, imho, борьба с кликами стала эффективнее?!?!?

----------------------------------------------

Далее боремся с шумами.

Выбери паузу, где только шум.

В меню Effects ---> Noise Reduction ---> Noise Reduction ---> жми кнопку Get profile from selection.

Полученный результат сохрани - Save profile.

Effects ---> Noise Reduction ---> Hiss Reduction - кноп. Get Noise Floor. Полученный результат сохрани в окне пресетов (add).

Проделай то же самое с паузой в конце трека.

Теперь выдели весь трек и загрузи 1-й образец NR.

Выстави Noise Reduction Level на 40-60% - если загрузил самую 1-ю паузу - то поменьше (см. сообщение Capt'n Grant). Кнопка Preview для пред.прослушки.

Keep Only Noise - для прослушки только шума - прослушай, не закрался ли туда полезный сигнал. Подкорректируй уровень при необходимости.

Отметь вновь Remove Noise ---> OK.

Сохранись под др. именем.

Проделай то же самое с др. образцом шума.

Выбери лучший вариант.

Кое-где шумы остались. Выбирай такие участки и убирай шумы так же, только по частям.

Фильтр Hiss Reduction работает примерно так же, но в др. диапазонах. Им можно убрать шум, который остался после обработки NR.

Я запускаю его после обработки трека фильтром NR.

Уровень снижения шума ставлю небольшой, также отдельные участки обрабатываю дополнительно.

---------------------

Клики и шумы удалены - что ещё?

У меня, например, при просмотре спектра выделяется горизонтальная полоса на уровне 16000 герц. (см. скрин)

На всех треках. Откуда только берётся?!

Удалить её можно по разному.

- параметрическим эквалайзером,

- фильтром Scientific,

- Noise Reduction'ом, настроив график с пиком в районе 16000.

Последний способ, вероятно, самый корректный, правда на слух я разницы не чувствую и режу фильтром всё выше 16000 герц. На мой взгляд, полезного сигнала на пиленых винилах там уже нет.

И осталось выровнять громкость по каналам (дефект вертушки, что ли, но у меня правый канал чуть потише левого).

Amplitude ---> Amplify ---> снимай галку с бокса Lock Left/Right и жми Calculate Now. Разница в показаниях усиления правого и левого канала покажет, на сколько надо поднять слабый канал.

Можно было бы применить нормализацию со снятой галкой Normalize L/R Equally - но это если речь идёт об одном треке (и то не лучший способ - возможно клиппирование). А если на виниле несколько композиций с разными уровнями, то такой метод подавно не подойдёт.

А вот для нормализации всех треков винила - Edit ---> Group Waveform Normalize. При этом способе не будет клиппирования.

Краткий курс окончен. Для начала достаточно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

В последнее время компы стали гораздо мощнее, а мгногие настройки по умолчанию в Adobe Audition 3.0 остались, как в ранних версиях АА и CEP.

Например при Noise Reduction:

fft size - отвечает за точность выборки шума = 4096, Обычно можно оставить по дефолту, можно увеличить в записях, где отношение сигнал/шум невысокое. В обычных записях я ставлю 6000.

precision factor = 7. Можно оставить по дефолту, а увеличение до 10 по сравнению с 9 вообще никакого эффекта не даёт, а на скорости обработки заметно сказывается. В обычных записях я ставлю 8.

smoothing amount =1. Увеличение параметра (но не выше 2) снижает "бульканье".

Вообще очень сложно чистить фортепианные записи. Только и следи, где не проник "металл" или "бульканье". Тут лучше шум снижать по минимуму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для оцифровки звука с винила или компакт-кассет можно использовать встроенную в пакет Nero программу Nero SoundTrax. В ней имеются специально предназначенные для этого мастера. Сам лично юзал для таких целей Roxio Sound Editor и Roxio LP and Tape Assistant, входящие в Roxio Easy Media Creator. А потом майфун сдох и теперь только качаю с нэта музыку. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...